Инвестиционные реки, в прибыли берега

Последние два года в деловых кругах усиленно обсуждается тема российского инвестиционного климата, насколько он хорош и привлекателен как для отечественного, так и зарубежного инвестора.
ЧЕМ ОЗАБОЧЕН ПРЕЗИДЕНТ ПАЛАТЫ

Евгений Примаков не скрывает своей тревоги по поводу медленного роста инвестиций в российскую экономику. Причем ситуация такова, что только резкий скачок темпов позволит выровнять существующее положение и вырвет Россию из сырьевой специализации в международном разделении труда.

Пресловутая инвестиционная привлекательность России, в основном, проигрывает в области совершенствования российского законодательства. В частности, речь идет о внесении изменений в федеральный закон «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений» с целью более полного использования возможностей так называемой «дедушкиной оговорки».

Согласно этой оговорке, инвестор имеет право рассчитывать на сохранение существующего режима налогообложения в течение 7 лет, даже если во время этого срока возникает неблагоприятное развитие событий. В действующем законе такая оговорка имеется, но она относится только к приоритетным инвестиционным проектам. Беда в том, что за прошедшие пять лет правительство так и не определило, что такое приоритетный проект, не утвердило порядок их регистрации.

Суть предложений ТПП РФ состоит в том, чтобы распространить действие «дедушкиной оговорки» на все инвестиционные проекты, сделав все их приоритетными. Такой подход позволяет создать благоприятные условия для всех инвесторов, без исключения, и одновременно устраняет возможность коррупции при принятии решений, потому что функции государства сводятся к простой регистрации инвестиционных проектов.

Успехи законодательства неотделимы от правоприменительной практики. И здесь необходимо довести до логического конца реализацию принципа «одного окна». Если инвестор желает реализовать проект, то он должен четко знать полный список документов, которые ему нужно подготовить. И сдавать его в единственный государственный орган, который сам распределит документы по заинтересованным ведомствам. Ответ должен направляться не позднее чем через 2—3 месяца.

Едва ли не самой главной проблемой российского инвестиционного климата является отсутствие смелости у государства в развитии различных форм частно-государственного партнерства. Эта тема муссируется много месяцев, а «воз и ныне там». Правительство не торопится софинансировать проекты, предлагаемые бизнесом, но и, в свою очередь, никак не может отобрать свои проекты для частно-государственного партнерства. Подобная пассивность может очень дорого обойтись стране. Часто при этом выдвигается предлог возможной коррупции. Однако настойчивой работы по поиску антикоррупционных механизмов такого софинансирования не проводится.

Есть опасение, что недавно созданный Инвестиционный фонд может быть использован в ряде случаев не по своему прямому назначению, а деньги сгинут в очередных котлованах и «стройках века».

В этой связи Торгово-промышленная палата России считает принципиально важным соблюдение, по крайней мере, трех условий. Во-первых, все, в том числе инфраструктурные, проекты должны быть инновационными по своей сущности, во-вторых, все они должны пройти конкурсную процедуру по совершенно четким, понятным и прозрачным правилам, и, в-третьих, их реализация должна вестись под постоянным, можно сказать, перекрестным контролем со стороны соответствующих властных структур и организаций гражданского общества.

Но созданием Инвестиционного фон