В спокойном небе со стороны Дмитрова через канал им. Москвы величаво плыл воздушный шар. Я достал фотоаппарат и через двеннадцатикратный зум попытался разглядеть пилотов, сидящих в корзине воздушного шара. Удивлению моему не было предела, когда понял, что по небу летят две дамы...
Та, что постарше, стояла посередине корзины. В одной руке она держала рацию, а другой нажимала на рычаг газовой горелки, направляя мощный язык пламени в оболочку воздушного шара, чтобы тот продолжал лететь...
Вдруг рядом со мной остановился забрызганный грязью автомобиль с прицепом. Из кабины вышел мужчина лет сорока в куртке. В руке у него тоже было переговорное устройство.
— Наташа, я у «танка» (памятник в городе Дмитров). Видите меня? — зажав «гарнитуру», спросил мужчина.
— Отлично видим! Садиться будем на месте прошлого старта у поворота на Ольгино.
— Понял. Еду за вами.
— Знакомые? — спросил я.
— Нет, жена с дочкой тренируются, — ответил он.
— Красиво летят!
— Хотите посмотреть, как садиться будут?
Я согласился, и мы поехали к месту приземления. У земли был маленький ветер, и шар с пилотессами потащило по земле, как санки по льду. Не сговариваясь, мы ринулись удерживать «улетающий» от нас «шар», который, словно огромная змея, пытался распластаться и поглотить небольшой сарай неподалеку.
Олег нагнал наконец беглеца, дернул за трос, и оболочка стала «уменьшаться».
Олег познакомил меня с Наташей и дочкой Настей. Мы выпили морс, воздухоплаватели стали обсуждать правила полёта на воздушном шаре, не обращая на меня внимания. Стало ясно, что они готовились к соревнованиям, суть которых заключалась в том, чтобы метко бросить снаряд-маркер с песком в спрециальное место на земле.
— Надо прокатить журналиста, — произнёс после некоторой паузы Олег и снова зажёг горелку, дабы наполнить горячим воздухом оболочку воздушного шара.
Сначало мне рассказали, что делать в воздухе, и особенно, как нужно ставить ноги при посадке и за что в этот момент держаться. Я залез в корзину. Олег отпустил фал, и воздушный шар стал медленно взлетать.
Сердце сжалось и замерло от необыкновенного восторга.
— Мы можем взлететь на высоту до 800 метров, — сказала Наташа, когда перед нами во всей вечерней красе открылась дмитровская земля. Ястребы в недоумении отлетали от нас.
— А взлететь выше можно? — спросил я.
— Поидее можно и на 5, и на 10 тысяч метров взлететь. Но там мы невыжевем от нехватки кислорода или попадём в авиационный коридор, где нас разорвёт на кусочки самолёт, идущий на посадку в Шереметьево. Здесь этот коридор проходит на высоте 1600 метров. А нам выше 800 метров летать нельзя. Все высоты наших полётов изначально оговорены с Управлением организации воздушного движения.
— Но на самом деле летать на высоте метров в 200-300 гораздо интереснее! Элементы ландшафта лучше видны...
— А отчего вы летаете только рано утром или вечером на закате?
— Так лучше. Рано утром земля ещё мерзлая, и от неё не исходят потоки, которые могут затащить нас высоко в небо. Вверху теплый воздух остывает и начинает нестись в низ — это нисходящий поток. Если мы в него попадём, нас шмякнет о землю. Вечером летать безопасно, поскольку земля уже остыла.
Но зимой и весной, когда лежит снег и земля остывшая, летать можно в любое время, если нет сильного ветра. На высоте он нам не страшен. А вот при приземлении может конкретно шлепнуть. Поэтому, прежде чем подниматься, мы смотрим прогноз погоды через специальные службы, обслуживающие авиацию.
— А как мы станем садиться? — заволновался я. — Ждать, когда воздух в оболочке воздушного шара остынет? И вообще, как управляют аэростатом, у которого нет механизма?
— На разных высотах воздушные потоки могут дуть в противоположных направлениях, Например, на соревнованиях по полетам на воздушном шаре есть даже такое упражнение — начать в одной точке, пролететь вперёд 1-2 километра, а затем, поймав обратный поток, вернуться обратно.
Для того чтобы снизиться, нужно по-тянуть за специальную верёвку - фал и открыть выпускной клапан. Через него уйдет часть
тёплого воздуха, и мы начнём снижение. Если снижение идёт чересчур быстро, нужно подать в оболочку горячего газа из горелки, и тогда снижение будет мягким.
Через час пилот плавно посадил воздушный шар на поляну.
Ощущение полёта на воздушном шаре не сравнимо ни с чем. Чтобы до конца его осознать, лучше испытать самому